Профориентация учащихся Кировского района
Санкт-Петербурга

Работа с родителями в рамках Районной программы по профориенртации

 

План

  • Роль родителей в процессе самоопределении школьников
  • Результаты социологического опроса
  • Формы работы с родителями
  • Рекомендации

Профориентационная работа со школьниками это многоплановая работа, составной частью которой является и работа с родителями. Процесс самоопределения у школьников протекает при активном влиянии на него именно родителей. Вначале года в рамках городского программы профессиональной ориентации «Выбор профессии - выбор будущего» был проведен социологический опрос, в нем приняли участие 2411 учащихся 9-11 классов из 10 районов Санкт-Петербурга.

Результаты:

  • Большинство родителей учащихся имеют высшее образование, 69% школьников планируют получить высшее образование, 19% -в учреждения СПО.
  • Старшеклассники при вопросе выбора доверяют мнению: родителей, учителей, друзьям.
  • Выбор профессии: врач, программист, журналист, менеджер
  • Что для тебя важно при выборе предприятии, на котором ты хотел бы работать?
  • Высокая зарплата, хороший дружный коллектив, престижность профессии.
  • Информация о рынке труда: Родители, интернет, друзья.

Вывод:

  • Учащиеся старших классов получают в основном информацию о профессиях от родителей, через Интернет и от друзей, мало знакомы с ситуацией на рынке труда, не задумываются о необходимости осознанного выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей. Старшеклассникам важна помощь педагогов и психологов.

По другим источникам, при анкетировании родителей гимназии с целью выбора желательных профессий для своего ребенка, получили сходные результаты.

Родители принимают для своих детей профессии - педагог, врач, флорист. Художник-декоратор, психолог, нотариус, специалист по рекламе, программист, стоматолог, модельер, инженер-механик.

Не принимают: парикмахер, кондитер, маляр, слесарь, официант, математик, водитель.

Мотивировка, предъявляемая родителями. 75%из них поставили личные интересы ребенка, стремление реализоваться через выбор ребенка.

На втором месте -возможность поступить в ВУЗ.

На третьем- востребованность профессии обществом, на четвертом месте-учебная успешность, на пятом- семейные традиции.

Школьники выбирают престижные профессии. С престижностью у школьников связаны такие понятия, как получение высшего образования, достойная заработанная плата, работа в известной фирме. Престижные профессии- юрист, экономист, программист. Не престижные -уборщица, грузчик, сторож, кочегар. Одиннадцатиклассники выбирают новые современные профессии, но нужные профессии (аудитор, агент, аналитик, дилер, брокер, логистик, маркетолог) даже ими не упоминаются.

Таким образом, школьники имеют недостаточное представление о профессиях, о своих способностях и возможностях, не знают, как правильно выбирать профессию.

Существуют разнообразные формы работы с родителями

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.) ;
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т. д.

В рамках нашей районной программы мы предлагаем следуюшие формы работы:

  1. Участие родителей в Городских и районных Ярмарках учебных мест

    ЦДЮТТ совместно с Центром занятости и профессиональной ориентации «Вектор» организовала Ярмарку на базе ОУ 503 в октябре.

    Городская Ярмарка трудовых ресурсов Санкт-Петербурга -28 сентября в выставочном комплексе «ЛЭНЭКСПО».

    В образовательной выставке «Горизонты образования» в концертном зале «Карнавал» СПб ГДЮТ 20 октября и 12 марта принимали участие наши школьники.

    XIV Выставка образовательных возможностей вузов, колледжей и лицеев в ДК им И. И. Газа будет проходить 24-25 марта.

    В рамках образовательного форума проходила выставка «Образование и карьера» в 18-19 ноября и будет проходить выставка «Образование-2012» с 30 марта по 1 апреля в выставочном зале «Манеж».

  2. Организация родительских собраний на базе школ с приглашением специалистов. В лицее № 384 ежегодно в феврале проходит родительское собрание на тему: «Рейтинг профессий на рынке труда» и на собрании мы сейчас приглашаем представителей ВУЗов, например, представители ГУСЭ выступили успешно на этом собрании.
  3. Организация кустовых родительских собраний совместно с ЛЭТИ-ОУ 503, 284.

     

    На последнем собрании вместе с родителями приходили и учащиеся. Всего посетили последнее собрание 80 учащихся из 7 ОУ района.

Рекомендации:

Привлекать родителей к оформлению уголков профориентации, к проведению встреч, к организации экскурсий на предприятия, к посещению Ярмарок учебных мест, проводить тематические родительские собрания и анкетирование родителей в начале и конце учебного года, знакомить родителе с потребностями современного рынка труда.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»